Jump to content
Наш обновлённый ресурс ×
XIII Международная научная конференция «Социология религии в обществе Позднего Модерна: религия и коммуникативные практики» (с 18.10.2024 по 19.10.2024) ×

Семинар «Модели религиозного образования в Европе: проблемы, вызовы, перспективы» (25 октября 2024 года)


Recommended Posts

Социальный семинар имени А.А. Красикова

на тему:

«Модели религиозного образования в Европе:

проблемы, вызовы, перспективы»

 

Дата и время: 25 октября 2024 года, пятница. Начало в 14.00

Семинар пройдет в гибридном формате в зале заседаний 

Ученого Совета ИЕ РАН

 

Докладчик: 

Елена Михайловна Мирошникова 

д.филос.н., профессор, главный научный сотрудник 

Научно-исследовательского центра культурологических и

религиоведческих исследований, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Содокладчик: 

Вероника Евгеньевна Язькова

к.и.н., с.н.с. Центра по изучению проблем религии и общества 

Института Европы РАН

 

В докладе Е.М. Мирошниковой речь пойдет о значении религиозного образования в Европе как реального механизма ответа на вызовы религиозного плюрализма. Ключевая проблема в отношении перспектив религиозного образования и кардинальном отличии подходов к его реализации: или предоставить всем религиозным меньшинствам право на преподавание в государственной школе, или не вводить обязательного урока религии, обеспечивая принцип равенства. В моделях религиозного образования реализуются различные подходы. Первая модель (конфессиональная) teaching of religions концентрируется на преподавании одной конкретной религии. Вторая модель (неконфессиональная) teaching about religions – на передаче знаний о нескольких религиях. Эти модели отражают разные подходы к задачам государственной образовательной системы. В контексте конфессиональной модели школа представляется как институт, удовлетворяющий потребности семьи и учеников. Конфессиональная модель позволяет получить и углубить знания о собственной религиозной традиции, а также содействует сохранению идентичности религиозных меньшинств. Неконфессиональная модель нацелена на реализацию потребностей общества и государства и способствует формированию национальной и в перспективе гражданской идентичности.

В.Е. Язькова рассматривает принцип «паритетности» как альтернативный государственному вариант образования на примере «паритетных школ» Италии. Католическая педагогика – заметное явление в истории страны, которое нередко расценивалось с тенденциозных позиций. Эта проблема актуальна и сегодня. Принятие в 2000 г. закона о школьной «паритетности» стало итогом длительной борьбы Церкви со сторонниками секуляризма. Невзирая на формальное уравнивание конфессиональных школ с публичными, государство не предоставило гражданами возможности в полной мере реализовать предоставленное Конституцией право свободного выбора типа образования и воспитания детей. Не способствуют популярности «паритетного» образования и распространенные в общественном сознании представления о неконкурентоспособности, элитарности католической школы, которая воспринимается чуть ли не как анахронизм в эпоху, когда ставшее государственной монополией образование унифицировано и позиционируется как нейтральное и политкорректное. Ставится вопрос, происходит ли отмирание альтернативной системы образования или религиозные школы и этот сегмент образования займут или уже заняли свою нишу?

 

Zoom Конференция

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...