Jump to content
Наш обновлённый ресурс ×
XIII Международная научная конференция «Социология религии в обществе Позднего Модерна: религия и коммуникативные практики» (с 18.10.2024 по 19.10.2024) ×

М.Г. Писманик: «Единению российского общества противостоят факторы, связанные с тектонической переделкой истории нашего отечества»


Serjio

Recommended Posts

15:00, 16 сентября 2014

«Единению российского общества противостоят факторы, связанные с тектонической переделкой истории нашего отечества», - Матвей Писманик

Теги: общество, религия, социум, нация
 
Ведущий: Катерина Шафиева

Гость: Матвей Писманик, религиовед, эксперт по социологии и психологии религии, доктор философских наук, профессор Пермской государственной академии искусства и культуры

- Завтра в Перми начнется форум-диалог. Он называется «Гражданское единение». Расскажите, о чем будет форум и для чего?

«Единению российского общества противостоят факторы, связанные с тектонической  переделкой истории нашего отечества», - Матвей Писманик

 - Форум будет рассматривать сложные вопросы, связанные с реализацией программы единения российской нации. Эта программа была принята в прошлом году и начала действовать с начала этого года, 2014. Она рассчитана на 7 лет. И за этот короткий срок, конечно же, невозможно достигнуть каких-то очень значительных результатов в необходимом дальнейшем единении россиян. К сожалению, ему, единению, противостоят очень многие факторы, связанные, во-первых, с тем, что переживает тектоническую переделку история нашего отечества за последние 20 с лишним лет. Это история, с которой из-за многих экономических, социальных, политический, а в какой-то мере и нравственных перемен, из-за утраты многих идеалов из-за тех громадных сложностей, которые возникли в жизни, пожалуй, каждой российской семьи, из-за того, что многие утратили веру в завтрашний день. Пошатнулось материальное положение многих и многих. Утратили работу многие. И эти потрясения в какой-то мере сплелись с тем, уже внешним для нашей страны обстоятельством, которое ученые называют кризис западной цивилизации. Вторжение начал той глобализации, которая казалось бы, должна как-то сплачивать народы и страны. Но глобализация несет для себя многие тяготы и сложности, которые для нашего отечества резко ухудшают движения к гармонии межэтнических отношений, движение к взаимопониманию и взаимодействию предметному между властью и обществом. Очень серьезный еще фактор, который мешает взаимопониманию граждан нашего общества – это фактор, связанный с тем, что переменилось во многом духовная атмосфера, да и климат нашего российского общества. Климат, в котором появилось, казалось бы, такое благодатное для нашей духовной жизни обстоятельство, на самом деле, реализуется, вошла в жизнь свобода совести. Получили религиозные люди возможность спокойно удовлетворять свои потребности. И многие, многие россияне, в том числе и не верующие, в эти тяжкие минувшие годы поняли, как важна в культуре нашего отечества, как важна такая составляющая, какой является религия. Ее авторитет вырос чрезвычайно. Почти 4/5 населения нашего отечества теперь именуют себя верующими людьми. Впрочем, и те, где-нибудь 2 десятка миллионов россиян, кто не склонился к религиозной вере, стали с уважением относиться к ней, к религии, которая так духовно и психологически поддерживает большую часть россиян, поддерживает, помогая им психологически пережить это тяжелое время. Но вместе с этой переменой, в которой религия параллельно вошла в стремнину нашего отечества, возникли и определенные сложности, связанные с тем, что в стране функционирует почти 70 разных исповеданий, которые между собою не очень согласны. И вот эти сложности в отношениях между религиозными конфессиями, а так же проявление некоторого недопонимания между верующими и неверующими нашими согражданами. Они порождают некоторые сложности, которые надо разрешать разумно, научно, не торопясь, не с налету. И предложенная в прошлом году федеральная целевая программа единения российской нации, содержит в себе ряд очень ценных советов и рекомендаций в этом движении к единению нашей российской нации. Предстоящий завтра уже разговор, диалог на мероприятии, о котором вам сейчас рассказали, это научно-практический диалог, посвященных теме единения, поддержания единения в нашем российском обществе. И вот рассмотрению этих проблем посвящается мероприятие это, в 3 дня оно пройдет

- Матвей Григорьевич, вы так подробно описали, что, отчего, почему, как человека науки. Вы сказали, что форум для того, чтобы решить некоторые проблемы, или чтобы обратить на них внимание. Какие, кроме религиозных проблем, существуют?

- Конечно. Разъединяющими началами являются отчасти исторические традиции, порожденные определенные сложности во взаимоотношении наших многочисленных этносов российских. Их более 100, о чем вы знаете. И вот, определенные в условиях переходного нашего состояния отечества, появившиеся издавна сложности, напряжения, а иногда и конфликты, а что ужасно, проявления насильственных столкновений между отдельными этносами. И даже так называемая Чеченская вона – показатель тех напряжений, которые связаны с отношениями между этносами. Там много не исследованного, там много неясного, на которое ученые, этнологи, этнографы, политологи, социологи, культурологи должны дать свои советы и рекомендации. Да и сами предварительно разобраться в том, что пока еще не очень ясно. Среди этих неясностей, которые имеют под собою не только такую сравнительно фиксируемую социальную основу, причину, есть неизученные пока проявления тех подспудных факторов психологический, которые усиливают проявление агрессии. Агрессии и в отношениях отдельных граждан между собою, и проявления напряжения в жизни различных коллективов трудовых. Они, эти проявления агрессии сказываются в какой-то мере и на уровне взаимоотношений между этносами

- А какие это психологически факторы?

- Думается, что это психологические факторы, которые, наверное, закреплены как-то и в генетике. Это факторы, отражающие противоречивость исторического развития человечества, в котором столкновение интересов разных групп, в котором проявление животного начала, инстинктов разрушительных во многом, нашли такую закрепленность, которая определила во многом поведение поступков человека, не только, и не столько, быть может, осмысленных, сколько под влиянием, я бы сказал, полуживотных инстинктов, я бы сказал, в какой-то мере, проявления эмоционального в жизни человека, это проявления, в которых как настаивают глубокомыслящие ученые, это проявления, в которых несколько раз в эмоциональной мере человека негативные эмоции чувствования преобладают над эмоциями положительными. И надо заметить, даже буднично этот фактор отражается в том, что как правило, мы запоминаем сильнее, реагируем острее и болезненнее на то, что нам неприятно, на то, что приносит нам каике-то переживания глубокие, а с другой стороны отношения положительные по отношению к нам, они как-то хуже замечаются, запоминаются хуже. Простите меня, пожалуйста, за эту несколько упрощенную схему, такова психология человека, психология, которая, быть может, не поддается какому-то исправлению, и это очень важный момент. Его надо иметь в виду. Но вы спросили меня еще о тех факторах, которые осложняют. Конечно же, я не могу обойти то обстоятельство, которое мы называем отношением между властью и обществом

- Обществом или этносами?

- Обществом, именно обществом. Дело в том, что во всех странах между властью и населением существует не очень, мягко скажем, простые отношения. Потому что сама сложность отношений текущей жизни в каждом из государств она обязательно рождает такие проблемы, которые власть или не в состоянии преодолеть или же, такое тоже бывает, не хочет власть преодолеть. И неудовлетворенность населения деятельностью органов власти - это характерно для духовной жизни в каждой стране. Оно, конечно же, имеет место и в нашем обществе, которое не вполне преодолело тот тяжкий кризис экономический, социальный, политический, психологический, нравственный, рожденный теми тектоническими переменами, которые осуществились на рубеже 80-х, 90-х, 00-х годов уже нового нашего века и второго тысячелетия

-Вы имеете в виду в данный момент российское общество или вообще? Потому что изменения в Европе в тот период не были такими серьезными, нежели у нас

- Я понимаю ваши соображения вполне. Именно потому, что у нас в корне изменился общественный строй. И на смену социалистическим отношениям, идея солидарности трудящихся, в определенной мере сплачивала население наше. И так называемая дружба народов, она ведь на самом деле осуществляла в значительной степени не только в системе образования, но и в системе повседневных, будничных отношений между представителями разных этносов. Годы перестройки отчасти, но особенно эти тектонические перемены конца 80-х, 90-х, 00-х годов, они обострили отношения между людьми. И вместе с этим, конечно же, современная духовная атмосфера нашего общества содержит многие сложности. А я говорю, в частности не только об отношениях между этносами, но и об отношениях между обществом и властью. Будем откровенными, за последние несколько лет наблюдаются изменения к лучшему. И вот вам такой показатель очень важный. Необычайно высокий рейтинг нашего президента, необычайно высокий уровень доверия к этому руководителю российского общества, чьи продуманные решения получают поддержку нашего населения. Но вместе с тем, надо признаться, что на уровне региональном, на уровне муниципальном отношения между населением и органами власти ожидают во многом лучшего. Это действительно так. Я пока мельком говорил о том, что между различными религиозными исповеданиями напряжение, к сожалению, не снижается. И в этой части надо отметить, что и по самому своему назначению каждый из этих исповеданий считает единственно правильным, единственно истинным, как таковым, и вот эти вот недопонимания между исповеданиями, конфессиями, они не снижаются. Они даже нарастают в современном обществе. Я как религиовед, который на протяжении десятилетий многих изучает динамику религиозной жизни, должен сказать о том, что проявление миссионерской воинственности, особенно затрудняет и взаимопонимание между конфессиями и в какой-то мере взаимопонимание между представителями этих конфессий. Политизация религии наблюдается в последние особенно 1,5 десятилетия. Как правило, сами религиозные деятели в стране, в которой отделены религиозные объединения от государства, сами руководители религиозных объединений признают, что недопустимо, не нежно вторгаться с политические вопросы, и самому духовенству принимать участие в противоборствах политических. Но, к сожалению, вопреки этим заявлениям со стороны руководителей ряда влиятельных конфессий на деле имеет место нарастание политизации.

- Есть еще одна проблема в разрозненности людей, религий. У нас вера вмешивается в дела политики и наоборот.

-Да. Я хочу пояснить, что, конечно, в религиях сосредоточено очень много ценного человеческого начала. Призыв к любви, к терпению, возвышение семьи. И ряд других общечеловеческих ценностей. Подтверждают, следуют им, проповедуют, и очень важный момент, я как ученый несколько был поначалу удивлен, но это интересно. Насколько важный момент. Исследования, которые проводим мы, показывают, что религиозные люди терпеливее переносят те трудности, которые выпали сейчас на нашу долю, религиозные люди более внимательны к вопросам морали. И, кроме того, религиозные люди более законопослушны. И это очень интересный момент. Надо понимать, что в заботах по поддержанию социальной стабильности, в религии содержится очень много ценного. Но вместе с тем, с огорчением я отмечаю, что нарастающая политизация религии несет в себе много негативного. Вопреки заявлениям о том, что не будут вторгаться с политические противоборства. Религиозные конфессии, пусть не все, но очень влиятельные религиозные конфессии, в последние лет 15 начинают сближаться с политическими движениями, начинают вторгаться в те или иные политические замыслы. А политика – это дело сложное, где нередко нравственная составляющая отодвигается на второй план. И это способствует тому, что проявление фанатизма, проявление религиозного экстремизма, и даже, ужас какой, проявление терроризма, имеют место на почве вот этих вспышек от политической включенности, вспышек фанатизма, как таковых

- Я знаю, что вы на форуме ведете именно конференцию и именно по этим вопросам, с научной точки зрения. Я так понимаю, что вы там эти вопросы поднимите, будете что-то решать, что-то думать. У меня к вам вопрос, с кем вы будете это решать, кто станет участниками этой конференции. Кому вы хотите донести эти мысли?

- Замысел нашей конференции помогать обсуждение этих факторов, мешающих единению. И наоборот, выявление факторов, которые способствуют единению. Осмыслению тех трудностей, которые на этом пути есть. И 3 секции, которые будут работать 18 числа, они будут посвящены, во-первых, осмыслению того, что органы власти должны делать, для того, чтобы управлять процессом сближения населения, этносов, сближению. Между верующими и неверующими. На одной из этих секций будут рассмотрены проблемы этнических национальных взаимодействий, в том числе и проблемы, которые возникают в нашем Пермском крае. На этой же секции будет рассмотрена вот такая проблема, как в системе образования, в системе воспитания, при помощи наших педагогов можно и нужно нам сейчас обеспечивать становление, укрепление этих начал консолидации, и у подрастающего поколения, и у поколения среднего, у поколения уже пожилых. А одна секция посвящена проблемам нравственным. Проблемам религиозным. И очень авторитетные эксперты, ученые из Москвы, наши пермские исследователи включены в работу этих секций. Мероприятие готовится в целом, как и многие другие администрацией нашего Пермского края. И непосредственно проходит на базе Академии искусства и культуры, которая совместно с институтом философии Академии наук московской, находясь в длительном сотрудничестве с этим нашим научным центром, проведено уже с 2002 году в Перми 8 диалогов, конференций, посвященных этой теме, как нам лучше россиянам понимать друг друга. Как именно от некоторых трудностей, конфликтов идти к взаимопониманию. И 9-й диалог, это диалог, в котором убудет участвовать очень авторитетные ученые. Так предстоит завтра нам заслушать доклад самого разработчика федеральной целевой программы единения. Это бывший министр по национальным вопросам, это очень крупный этнограф, этнолог, Владимир Юрьевич Зорин. Он поделится и своими соображениями научными, он так же обобщает опыт практический по единению в нашей стране. Среди участников форума заместитель директора института философии Сергей Анатольевич Никольский. Он в течение более 10 лет изучает проблему, каково состояние российского самосознания, и какое место в этой проблеме занимает в частности вот эта составляющая нравственная. Вместе с ним из института философии приезжает человек с мировым именем, ученый, работы которого переведены на десятки языков, это Рубен Грантович Апресян, заведующий сектором аксиологии и философской антропологии института философии Академии наук. К нам приезжают 2 очень крупных исследователя-гуманитария из МГИМО. Это московский государственный институт международных отношений. Владимир Сергеевич Глаголев и Силантьева Маргарита Вениаминовна. Они такую проблему рассмотрят в своем докладе, в чем состоит столкновение религиозной и светской парадигм. Среди участников завтрашнего диалога очень крупный исследователь религии Аринин Евгений Игоревич, заведующий кафедрой философии и религиоведения Владимирского государственного университета. К нам издалека, из Иркутского государственного университета приезжает профессор Арзуманов Игорь Ашотович. Он является тем человеком, как это интересно, в нем сочетается глубокая научность с глубокой религиозностью. И он, этот исследователь религии, этот сам глубоко верующий человек, изнутри понимая религию, дает на своем выступлении научную интерпретацию изложит, как лучше нам понимать, религиозным и не религиозным россиянам. Среди приглашенных на конференцию будет тот человек, который является организатором выпуска энциклопедии по проблемам религии. Элбакян Екатерина Сергеевна. Ученый-секретарь журнала «Религиоведение». Тема ее доклада, как строить диалог между верующими и неверующими. Второй день конференции – это работа секций. Третий день конференций – это круглый стол. На этом круглом столе участники форума будут размышлять над тем, удастся ли в течение 7 лет действия федеральной целевой программы сделать какие-то заметные положительные шаги в этом плане. На что обратить внимание тем, кто непосредственно будет управлять этим процессом формирования единства российской нации. Это будет тот круглый стол, в котором ученые вместе с сотрудниками муниципальных, региональных органов власти дадут свой ответ, свое видение на эту тему. Оргкомитет форума подготовил проект научно-практических рекомендаций, которые участники форума будут обсуждать, осмысливать, и на заключительном заседании 19 числа, вот эти рекомендации, советы, направленные сотрудникам органов власти, направленные волонтерам, которые будут содействовать осуществлению этой программы, мы должны будем утвердить. Есть ли что-нибудь еще значимое, важное, интересное, нашим слушателям, на что я могу отозваться.

- К сожалению, наше время закончилось, но наши слушатели могут сами прийти на эту конференцию, которая будет проходить с 17 по 19 сентября на базе Пермской ярмарки, и услышать все из первых уст.

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...